вернуться на главную
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ПОЛОЖЕНИИ О ПАТЕНТНЫХ ПОШЛИНАХ?
В этом номере журнала публикуются постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2017 г. № 1151 «О внесении изменений в Положение о патентных и иных пошлинах…» и изменения, которые вносятся в это положение. Изменения в Положение о патентных пошлинах комментирует заместитель руководителя Роспатента Л.Л.Кирий (Москва, lkiriy@mail.ru).
Ключевые слова: изменения в Положение о патентных пошлинах, Роспатент, заявитель, пошлина, льгота, заявка, патент.
WHAT HAS CHANGED IN THE REGULATIONS ON PATENT FEES?
This issue of the journal publishes the decree of the Government of the Russian Federation of 23 September 2017 № 1151 «On amendments to the Statute on patent and other duties...» and the changes that are made in this position. On the amendments to the Statute on patent fees. Deputy Director General of Rospatent L.L.Kiriy (Moscow, lkiriy@mail.ru, ) comments on the amendments to the Statute on patent fees.
Key words: amendments to the Statute on patent fees, Rospatent, applicant, duty, privilege, application, patent.
Изменения в Положение о патентных пошлинах предусматривают введение новых видов пошлин, повышение номинального размера отдельных пошлин в связи с инфляционными процессами, расширение категорий заявителей, которым предоставляется льгота по уплате пошлин, и видов таких льгот.
Приложение к Положению о патентных пошлинах дополнено новыми видами пошлин за совершение юридически значимых действий, в частности, пошлин за экспертизу по существу по заявкам на полезную модель, за преобразование оспариваемого патента на изобретение в патент на полезную модель, за экспертизу по существу по заявкам на изобретение в случае ускоренного проведения информационного поиска и предоставления его результатов заявителю. Введение новых видов пошлин направлено на компенсацию затратных процедур по проверке патентоспособности заявленной полезной модели и выдаче надежного патента, оценке возможности преобразования патента на изобретение в патент на полезную модель и сохранения исключительного права правообладателя.
Введение пошлины за экспертизу заявки на изобретение по существу в случае ускоренного информационного поиска нацелено на дифференцированное разграничение процедуры экспертизы с учетом сроков предоставления заявителю результатов поиска. Необходимость такого разграничения продиктована интересами заявителей, связанными с зарубежным патентованием российских изобретений с сохранением даты приоритета, признанной в Российской Федерации. ГК РФ установлен 7-месячный срок для направления заявителю отчета о поиске в отношении заявок, по которым ходатайство о проведении экспертизы по существу подано при подаче заявки в Роспатент и по заявке не испрашивается приоритет более ранний, чем дата ее подачи. По остальным заявкам отчет об информационном поиске направляется заявителю до истечения 12 месяцев.
По замыслу разработчиков ГК РФ, данная регламентация предназначалась для зарубежного патентования изобретения. В случае зарубежного патентования интересы заявителя связаны с получением исключительных прав на изобретение в той или иной стране и закреплением более ранней даты приоритета изобретения по дате подачи заявки в Роспатент. В соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности право приоритета может быть реализовано заявителем в течение 12 месяцев со дня подачи заявки в Роспатент. Предоставление отчета о поиске в течение 7 месяцев дает заявителю возможность с учетом его результатов принять взвешенное решение о целесообразности зарубежного патентования изобретения и подать соответствующую заявку в установленный срок.
С формальной точки зрения упомянутая норма ГК РФ не обязывает заявителя подавать заявку на патентование изобретения в иностранном государстве. Однако на практике отсутствие эффективного механизма разграничения ситуаций приводит к необоснованному использованию процедуры ускоренного поиска заявителями, чьи интересы не связаны с зарубежным патентованием изобретений и реализацией права приоритета.
Регулировать ситуацию предложено посредством введения разной пошлины за экспертизу заявки на изобретение по существу: с предоставлением заявителю результатов поиска в 7-месячный срок и в случае направления отчета об информационном поиске до истечения 12 месяцев. Данное предложение направлено на стимулирование заявителей, не планирующих зарубежное патентование изобретений, к использованию стандартной процедуры экспертизы. При этом у заявителя сохраняется право выбора: получить результаты информационного поиска до истечения 7 месяцев при уплате пошлины большего размера либо при уплате пошлины меньшего размера получить результаты поиска в стандартный срок, то есть в течение 12 месяцев.
Введение дифференциации пошлины за экспертизу заявки на изобретение по существу также приведет к снижению числа запросов, направляемых Роспатентом в связи с некачественным составлением заявки обратившимся лицом. Предполагается, что за рассмотрение заявки в более короткий срок заявителю будет необходимо заплатить пошлину большего размера. По этим причинам заявитель, заинтересованный в рассмотрении своей заявки в более сжатые сроки и готовый в связи с этим уплатить пошлину в большем размере, будет более ответственно подходить к составлению заявки (во избежание затягивания рассмотрения заявки, связанного с направлением ему запросов). Изложенное показывает, что введение предлагаемой пошлины имеет не фискальное, а регулятивное значение и будет способствовать соблюдению баланса интересов заявителей и оптимизации процедуры патентования изобретений.
Другая группа изменений связана с повышением номинального размера отдельных видов пошлин. Изменения в основном затронули пошлины, связанные с получением патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец. Последние изменения в Положение о патентных пошлинах, касающиеся размеров пошлин, были внесены в 2011 г. и вступили в силу с даты присоединения Российской Федерации к ВТО. В этой связи при определении новых размеров пошлин принят во внимание уровень инфляции с 2011 г., а также изменение размеров государственных пошлин в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ).
Анализировалась практика взимания пошлин за осуществление сходных процедур в государствах членах ЕАЭС. Сумма затрат заявителей на осуществление сходных процедур, связанных с подачей заявки на изобретение, проведением экспертизы и выдачей патента, составляла 7350 руб. в Российской Федерации, 23500 руб. в Республике Казахстан, 24 000 руб. в Республике Беларусь. Дисбаланс затрат на уплату пошлин создавал неравные экономические условия патентования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов в пределах ЕАЭС.
Положение усугублялось при сопоставлении затрат на патентование объектов патентного права в Российской Федерации с затратами на патентование в ведущих зарубежных странах. В связи с низкими пошлинами в Российской Федерации иностранные заявители получали необоснованные материальные преференции, которые компенсировались за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование услуг по предоставлению правовой охраны объектам патентного права.
Новые размеры российских пошлин сопоставимы с минимальными значениями пошлин, взимаемых в государствах членах ЕАЭС, с учетом особенностей национальных правил расчета размеров, применяемых в государствах-членах. Изменение размеров пошлин направлено на сближение условий получения правовой охраны на объекты патентного права в пределах ЕАЭС.
Одновременно с увеличением размера пошлин введены дополнительные льготы по уплате пошлин и расширен перечень категорий заявителей, имеющих право на их уплату в уменьшенном размере. Право на уплату пошлин в уменьшенном размере распространено на заявителей юридических лиц, относящихся к государственной или муниципальной образовательной некоммерческой организации либо научной организации, заявителей индивидуальных предпринимателей.
Перечень видов юридически значимых действий, в отношении которых предусмотрена льгота по уплате пошлин, дополнен действиями, связанными с подачей и рассмотрением заявки на полезную модель, заявки на наименование места происхождения товара. Введение новых льгот направлено на поддержку и интенсификацию регистрации указанных объектов в условиях импортозамещения.
Следует отметить, что введение увеличенных размеров пошлин не затронет интересы льготной категории заявителей и не приведет к существенному увеличению затрат на их уплату. В отношении указанной категории заявителей введен новый понижающий коэффициент, составляющий 6590% от нового размера пошлин. При этом номинальные размеры пошлин, уплачиваемых в уменьшенном размере, практически сохранены на уровне ранее действовавших.
В отношении пошлин, взимаемых за проведение экспертизы по существу, введен возврат 50% от уплаченной суммы, если информационный поиск по заявке не проводится в силу ограничений, предусмотренных ГК РФ. Изменение адекватно трудозатратам по рассмотрению заявок в случаях, когда оценка патентоспособности заявленного объекта на стадии экспертизы не проводится. Решение об отказе в выдаче патента принимается по результатам проверки формулы на том основании, что заявленный объект не относится к объектам, охраняемым патентом.
Введена процедура возврата 50% от уплаченной суммы при оспаривании действительности патентов/свидетельств в случае принятия Роспатентом решения о прекращении производства по соответствующему возражению/заявлению. Аналогичное положение содержит НК РФ, которым предусмотрен возврат 50% уплаченной суммы государственной пошлины при разрешении споров арбитражными судами в случае заключения мирового соглашения сторонами до принятия решения арбитражным судом.
В НК РФ введен понижающий коэффициент 0,7 для определения размера пошлин (снижение размера на 30%), взимаемых за предоставление государственных услуг в электронной форме. В качестве стимулирующей меры, направленной на повышение заинтересованности заявителей в ведении дел с Роспатентом в электронной форме при обращении в Роспатент, предусмотрено снижение на 30% размера взимаемых пошлин при обращении за осуществлением юридически значимых действий в электронной форме.
Уточнен алгоритм определения размеров пошлин, взимаемых за регистрацию заявки на товарный знак, согласно которому базовый размер пошлины увеличивается на 1000 руб. за каждый класс МКТУ свыше 5, включенный заявителем в заявляемый перечень товаров и услуг. Предлагаемое изменение призвано стимулировать заявителей подавать заявки на регистрацию товарного знака в отношении товаров и услуг, планируемых к введению в гражданский оборот. Ограничение заявляемого перечня товаров и услуг в соответствии с коммерческими интересами заявителя позволит оптимизировать затраты заявителя, связанные с получением правовой охраны на товарный знак, и сократить время рассмотрения заявки.
Предложен новый порядок взимания пошлин за каждые пять лет поддержания в силе патента на промышленный образец, выданного по заявке, для которой установлена дата подачи после 1 января 2015 г., что соответствует действующей редакции ГК РФ.
Внесенные изменения позволят привлечь дополнительные поступления денежных средств в бюджет Российской
Федерации.
Список литературы
1. Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора//www.rupto.ru